Статьи, книги и видео опубликованные на страницах раздела — христианство.
Ислам и христианство, в чём сходство и различие этих верований, происходящих от ветхозаветного иудаизма. А, попросту, берущих своё начало в ветхом завете Библии.
Коран об Иисусе ХристеИз лекции заслуженного профессора Московской духовной академии А.И. Осипова, советского и российского учёного-богослова. |
I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ)
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
2.1. Создан ли невидимый ангельский мир Богом? | Да | Да |
2.2. Какова природа ангелов? | Ангелы не созданы из грубого материального вещества, обладают тонкой телесностью, не подобной людям. | Ангелы были созданы из света, а джинны – из огня. |
2.3. Создан ли видимый мир Богом? | Да
Бог создал материальный (пространственно-временной) мир вместе с присущим ему временем. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33). |
Да
Вначале, за пятьдесят тысяч лет до творения всего материального мира Аллах сотворил перо (аль-калам), которым записал в книгу все сотворенное, а затем сотворил материальный мир. |
2.4. Создан ли человек Богом? | Да | Да |
2.5. Создан ли человек только Богом или Господу нужны помощники в творении человека? | Человек создан только Богом, Который есть единственный Творец бытия. | Аллах прибегает к помощи ангелов, человеческая душа и тело творятся с помощью ангелов . |
2.6. Создал ли Бог иных разумных существ, помимо ангелов и человека? | Нет
Ангелы и люди – два вида существ, обладающих разумом и свободной волей, способные познать Бога. |
Да
Аллах создал из огня джиннов – человекообразных духов, способных принимать любое обличье. |
2.7. Может ли всемогущий Бог по Своему желанию прекратить творить? | Да, может. | Нет, не может.
Аллах творит непрестанно. |
III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
3.1. Какова цель сотворения человека? | Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения.«Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…”
(св. Максим Исповедник) |
Бог создал человека для исполнения закона. |
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему? | Да
Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23) |
Нет
Человек сотворен по его собственному виду и образу (Коран 64:3; 82:6–8). |
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными? | Да | Нет |
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)? | Да | Да |
3.5. Что есть грех? | Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди. Разрыв общения с Богом через противление Его воле. | Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха. |
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество? | Да
Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр. 7:48). |
Нет |
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей? | Да
Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели». «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» |
Нет |
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей? | Да
Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом. |
Нет |
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей? | Да
Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. |
Нет |
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха? | Да
Человеку необходим Спаситель. «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:22-23) |
Нет |
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла? | Да
Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию». |
Нет
Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом «Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49). «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28. 68). |
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог? | Да
Творит сам, используя свою богообразную и богоподобную свободную волю. |
Нет
Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 96) |
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом? | Да
Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему. |
Нет
Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной. |
3.14. Сколько жен может иметь мужчина? | Одну | До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую . |
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену? | Нет | Да.
«Ударяйте их» (4. 38) |
IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
4.1. Дает ли Бог Свое Откровение человеку? | Да | Да |
4.2. Общается ли Бог в Откровении с человеком непосредственно или только через созданных Им посредников? | Бог раскрывает Себя и общается с человеком в Откровении непосредственно, Сам, действием Святого Духа через пророков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа.
«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21). «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). |
Аллах раскрывается человеку только через ангела. Единственным исключением является Муса (Моисей), с которым Аллах говорил лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел Аллаха и не общался с Аллахом. |
4.3. Что является вершиной и полнотой Божественного Откровения? | Вочеловечивание Самого Бога: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»
(Ин. 1:14). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 16:17). |
Явление Мухаммеду ангела Джибрила, который в пещере несколько раз схватывал и сжимал его, заставляя его напрягаться до предела 1, вызывал в нем страх, по причине которого он говорил: «Укройте меня, укройте меня!». |
4.4. Должен ли человек стремиться искать познания Самого Бога? | Да
Люди созданы «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27). |
Нет
Человек может искать лишь исполнения шариата (араб. правильный путь) – предписаний закона Аллаха. |
4.5. Может ли человек соединиться с Богом? | Да
Бог открывает каждому человеку возможность познать Себя вплоть до того, чтобы люди стали «причастниками Божественного естества» (2Пет. 1:4), соединились с Ним. Познавая Бога, человек соединяется с Ним чрез дар нетварной благодати Святого Духа – дар обожения. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). Человек – храм Святого Духа. |
Нет
Аллах не может соединиться с человеком, обитать в человеческой душе, уме и сердце. Это подтверждает и суфийская практика. |
4.6. Может ли Господь Сам лично раскрыть Себя каждому человеку? | Да
Благодатью Святого Духа каждому верующему: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5:5). |
Нет
Аллах не раскрывается каждому человеку. |
4.7. Может ли Господь лично общаться с каждым человеком? | Да
Христианство открывает возможность общения с Богом для каждого человека в молитве и церковных таинствах. «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор. 1:9). |
Нет
Аллах не желает общаться с человеком. Даже Мухаммед лично не общался с Ним. |
4.8. В каких отношениях находится Бог с человеком? | В отношениях усыновления. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего по естеству (природе), человек становится сыном Богу по благодати.
«Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7).
|
Аллах – господин, а человек – раб. Всякий приходит к Аллаху только как раб (19.88–93). |
4.9. Что Бог требует от человека? | Исполнения евангельских заповедей любви раскрытых в словах Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10:27). Заповеди раскрываются через Священное Писание, Предание и сочинения свв. Отцов. | Исполнение предписаний шариата – закона Аллаха, доводимого до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. К обязательной части шариата относятся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добавляется джихад. |
4.10 Требует ли Бог исповедания веры? | Да
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32) «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин. 4:15). «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). |
Да
Требуется произнесение шахады: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха». |
4.11. Заповедует ли Бог любовь к Себе? | Да
Любовь к Богу – первая и наибольшая заповедь (Мф. 22:38). «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 21:14). |
Нет
Совершенная вера выражается в любви к шариату – закону Аллаха, а не Аллаху. Высшие чувства к Аллаху – рабская покорность и повиновение. |
4.12. Заповедует ли Бог любовь ко всякому человеку? | Да
Бог заповедует нелицеприятную, совершенную любовь человека к человеку. Различие между врагом и ближним уничтожено Христом: «Любите врагов ваших» (Лук. 6:35). «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (Лук. 6. 32. 33). |
Нет
Возможна любовь только к единоверцу, но и здесь установлена ненависть (например, в случае мести или ряда его проступков, нарушающих шариат). |
4.13. Заповедует ли Бог молитву? | Да, по возможности непрестанную. | Да, пятикратную (араб. cалят). |
4.14. Является ли молитва ритуалом, для которого необходимы внешние условия? | Нет
Заповедана молитва от чистого и искреннего сердца, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, со смирением и усердием, на всяком месте (1Тим. 2:8) и во всякое время (Еф. 6:18). Заповедано раскрытие своих стремлений Богу: «С благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп.4. 6). |
Да
Молитва является ритуалом закона (араб. шариата). Существует время запретное для молитвы, необходимо, чтобы рядом не прошла женщина, собака, нужны определенное место, позы, одежда, требуется порядок действий и слов. Так, например, во время восхваления Аллаха большие пальцы должны касаться мочек ушей, ступни должны быть параллельны друг другу, а расстояние между ними должно быть в четыре пальца. |
4.15 Обязательно ли молиться на иностранном языке? | Нет
Для Бога нет языковых барьеров, человек может молиться на любом языке. |
Да
Обязательная молитва для мусульманина состоит из восхвалений Аллаха и аятов Корана на арабском языке. |
4.16. Существует ли разделение на обязательную и необязательную молитву? | Нет | Да
Присутствует отчетливое разделение обязательной ежедневной пятикратной молитвы (араб. салат, тур. намаз) и необязательной молитвы. Салат в основном состоит из произнесения аятов Корана, прославления Аллаха одновременно с принятием различных поз. Необязательная молитва (дуа) – молитва от сердца о своих нуждах, но без нее можно войти в рай. |
4.17. Заповедует ли Бог пост для духовной борьбы с грехом и дьяволом? | Да
Христианский пост – часть духовного подвига борьбы с грехом и дьяволом. Падшие духи «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). |
Нет
Пост (араб. саум) установлен лишь для награды в будущей жизни. |
4.18. Заповедует ли Бог войну с иноверцами? | Нет
Заповедана духовная борьба с дьяволом и падшими духами – врагами человеческой души. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). |
Да
Определен джихад как «священная война» с иноверцами. «Когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее» (47.4). «Борись с неверными и лицемерами. Будь жесток к ним!» (9.73). |
4.19. Допустимо ли мученичество за веру? | Да | Да |
4.20. В чем состоит мученичество? | Мученик (исповедник, свидетель Христа) – христианин, добровольном перенесший гонения за Христа вплоть до лишения жизни от руки гонителей. | Мученик (араб. шахид – погибший со свидетельством веры) – мусульманин, погибший во время джихада, на войне с иноверцами. |
4.21. Присутствует ли общее и обязательное почитание природных явлений и паломничество к ним? | Нет
Запрещено почитать явления природы. |
Да
Присутствует почитание Чёрного камня (араб. Хаджар аль-асвад ) в Каабе. Мусульмане обычно целуют его или касаются рукой (обряд такбиль). Это – часть хаджа – паломничества в Мекку, одного из 5‑ти столпов ислама, вида поклонения Аллаху. |
4.22. Существуют ли ритуалы (внешние механические действия) чрез которые достигается спасение? | Нет
Отвергаются ритуалы, не содержащие живого общения Бога и человека. |
Да
Например, семикратный бег между холмами Сафа и Марва во время хаджа, бросание камней в столбы с целью побивания шайтана, жертвоприношения животных и прочие. |
4.23. Существуют ли таинства, в которых Бог особенно близко общается с человеком? | Да
Установлены священнодействия в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение. В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа. |
Нет
Отвергается благодатное общение Бога и человека. |
4.24. Обещает ли Господь человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни? | Да | Да. Но при этом предопределение — один из столпов ислама. Для того, чтобы преодолеть это очевидное противоречие, понятие предопределение подменяется предвидением. |
4.25. Какое вознаграждение ожидает человека в раю? | В Царствии Божием (в раю) христиан ожидает духовное блаженство. В Царствии небесном «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). В Царствии Божием христиан ожидает полнота Богопознания и уподобления Богу: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2).
«Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3). |
Мусульман ожидают плотские удовольствия. Они будут лежать на «ложах расшитых», «с чашами, сосудами и кубками», есть плоды и мясо птиц, которые пожелают, наслаждаться с «черноокими, большеглазыми» гуриями. (56. 15–22)5. Совершенного познания Аллаха достигнуто не будет. |
4.26. Признает ли религия священную книгу? | Да, Библию. | Да, Коран. |
4.27. Какова природа священной книги? | Написана пророками и апостолами по вдохновению Святого Духа.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16) В ней присутствует как Божественная, так и человеческая воля. Христиане верят в Бога, а не в текст. Библия не является Богом. Исконный смысл Библии может быть передан на всех языках мира. |
Коран существовал всегда, он не был сотворён Аллахом. Видимый Коран – проявление извечного Корана, небесной «матери книги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на арабском языке – это исконный язык вечного откровения Аллаха. Истинный смысл Корана передается только на арабском языке |
4.28. Как религия оценивает другую? | Признает всецело ложным учением. | Называет христиан «людьми Писания», частично исказившими истину Аллаха. |
V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
5.1. Кем себя считал? | Иисус Христос считал Себя воплотившимся Богом, Богочеловеком – совершенным Богом и совершенным человеком, Сыном Божьим по естеству, Второй ипостасью Святой Троицы – Словом Бога.
«Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Ап. 1. 17.18) «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Ап. 21. 6). «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш (Ин 8:54)». «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9). «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). «Сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:25). |
Мухаммед считал себя одним из пророков, простым смертным. |
5.2. Время его рождения. | Как Бог существует вечно, как человек воплотился, став Основателем и Началом нашей системы летоисчисления. | Конец 6 в. от Рождества Христова. |
5.3. Явил ли свою святость людям? | Да
«Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Петр.2:22-24) |
Нет
Считал себя грешным человеком. |
5.4. Явил ли окружающим свое смирение? | Да
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Флп.2:7-8) |
Нет
Фактически обожествлял себя. Например, «благословлял» своих последователей слюной, соплями, потом, кровью, мочой и другими выделениями. Это подтверждается достоверными хадисами и авторитетными мусульманскими богословами! |
5.5. Явил ли Свою любовь людям? | Да, явил Свою любовь вплоть до добровольных страданий и смерти.
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:17.18). «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». (1Ин. 4:10). |
Нет
Некоторые добрые поступки не идут ни в какое сравнение с совершёнными злодеяниями. |
5.6. Имел ли семью, жен и наложниц? | Нет | Да
Число жен точно не определено – от 11 до 25. При этом имел множество наложниц. На своей любимой жене Айше Мухаммед женился, когда ей было шесть лет, а ему пятьдесят. |
5.7. Допускал ли обогащение нечестным путем и богатство для себя? | Нет
На Земле жил Странником: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23,24) |
Да
В том числе и нажитое путем грабительских набегов на караваны, выкупа за захваченных пленных, работорговли и пыток людей, спрятавших деньги.
|
5.8. Допускал ли ложь? | Нет
«Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). Считал, что ложь исходит от дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин. 8:44). |
Да
Отдавая приказы убивать, одобрял убийство с помощью лжи. Например, убийство Кааба бин аль-Ашрафа или убийство Абу Рафиа Абдуллаха бин Абу-ль-Хукайка. |
5.9. Как относился к врагам? | Учил о любви к врагам и прощению ненавидящих и обижающих. Даже в момент страданий на кресте, молился за своих убийц: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). | Применял месть вплоть до физического уничтожения. Например, убивал поэтов, писавших о нем сатирические стихи, приказал убить двух женщин, певших о нем смешные песни. |
5.10. Применял ли насилие для распространения религии? | Нет
Пытавшемуся защищать Его с помощью силы сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). |
Да
Вел непрестанные религиозные войны, насильно обращая в свою веру. Совершил девятнадцать военных походов. Имел восемь мечей, четыре копья, четыре кольчуги, четыре лука. Считал, что можно нападать на спящих иноверцев, даже если при этом пострадают их женщины и дети. |
5.11. Творил ли чудеса?
А. Воскрешал ли мертвых? Б. Исцелял ли слепых, прокаженных, немых, глухих и бесноватых? В. Проницал ли мысли и деяния людей? |
Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей.
Да Да Да |
Нет
Нет Нет |
5.12. Умер ли естественной смертью? | Нет
Был распят на кресте вместе с разбойниками. «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» (Марк. 15:27. 28). |
Да |
5.13. Оставил ли учеников и последователей? | Да
В том числе 11 апостолов в полной растерянности. |
Да
Вооруженную общину. |
5.14. Предсказал ли свою смерть и обещал ли снова явиться своим ученикам после смерти? | Да
«Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф. 17:22). «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». (Мф. 26:32). |
Нет |
5.15. Явился ли после смерти и вознесся ли на небо? | Да
Явился самим одиннадцати апостолам, сказав: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лук. 24:51). |
Нет |
5.16. Что оставил ученикам после своей смерти? | Самого Себя: «Я с вами во все дни до скончания века»
(Мф. 28:20). |
Призыв к дальнейшим войнам, имущество, власть, захваченных в плен людей и территории. |
5.17. Существует ли гробница? | Да
В xраме Гроба Господня, в Иерусалиме. |
Да
В Медине. |
5.18. Лежит ли в гробнице тело основателя религии? | Нет
Гробница пуста. «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам» (Лук. 24:4-6). |
Перейти на главную страницу