Индустрия электромобилей сталкивается с основной проблемой: программные ошибки.
Такие автопроизводители, как Ford, GM и Volvo, пересматривают свои темпы.
Автомобили, работающие от полностью электрических аккумуляторов, оснащены высокотехнологичными операционными системами, которые кардинально отличаются от установок, работающих на газе. Электромобили сильно зависят от программного обеспечения – не только в информационно-развлекательной системе или на сенсорном экране, но и от бампера к бамперу. Это “программно-определяемые транспортные средства”, отраслевой термин, иллюстрирующий разницу между автомобилем, усовершенствованным с помощью технологий, и автомобилем, управляемым с помощью технологий.
Проблема с программным обеспечением, особенно в его первой версии, заключается в том, что оно может содержать ошибки; просто спросите Apple, у которой, как сообщается, из-за проблем с программным обеспечением модели iPhone 15 сильно нагревались. В результате ошибки в программном обеспечении могут вызывать как очевидные, так и скрытые проблемы, которые трудно выявить в огромном количестве кода.
Проблемы роста
Среди потребителей распространено мнение, что покупать автомобиль первой модели — плохая идея. В прошлом многие считали, что производителям нужен год, чтобы «выявить все недостатки» перед тем, как автомобиль будет готов к массовому выпуску. Однако современные автопроизводители более эффективны, чем когда-либо, и они с большей вероятностью будут использовать общие платформы и детали, которые проверены временем и специализированными производителями. С другой стороны, программное обеспечение — это безграничная вселенная, и код варьируется от автомобиля к автомобилю.
Компания-специалист по электромобилям Tesla выпустила ряд обновлений по беспроводной сети для устранения проблем с программным обеспечением. Некоторые из них незначительны, например, недавнее обновление для уменьшения размера индикатора торможения; другие имеют гораздо более серьёзные последствия, например, те, которые влияют на функцию помощи при вождении. В большинстве случаев обновления по беспроводной сети устраняют проблему без необходимости доставлять автомобиль в физическое место.
Ford (и его подразделение по производству автомобилей класса люкс Lincoln) перешли на создание собственной команды разработчиков программного обеспечения для новой информационно-развлекательной системы бренда. В прошлом компания полагалась на поставщиков аппаратного и программного обеспечения, но технические специалисты Ford говорят, что разработка собственными силами — это быстрее, дешевле и обеспечивает более высокое качество.
Эд Ким, президент и главный аналитик автомобильной исследовательской и консалтинговой фирмы AutoPacific, отмечает, что перед автопроизводителями, работающими по старинке, стоит непростая задача. Они должны очень быстро научиться создавать универсальное программное обеспечение для автомобилей, в то время как их опыт долгое время был связан с физическими деталями, болтами и компонентами, из которых состоят автомобили.
«В наступающую эпоху программно-определяемых систем программное обеспечение является неотъемлемой и критически важной частью всех аспектов работы транспортного средства, но для большинства автопроизводителей программное обеспечение выходит за рамки их компетенции, — говорит Ким. — В настоящее время они учатся в бешеном темпе, привлекая специалистов из технологических отраслей, чтобы не только понять и интегрировать программное обеспечение в свои транспортные средства, но и понять, как они могут внедрять инновации на благо потребителей и выводить автомобилестроение на новый уровень».
Устранение программных ошибок
Даже компании, занимающиеся электромобилями, не застрахованы от тех же проблем с программным обеспечением. Rivian, один из новейших производителей в Америке, в ноябре случайно вывел из строя информационно-развлекательную систему и основной дисплей некоторых автомобилей своих клиентов из-за ошибки «толстых пальцев» во время выпуска на рынок.
Вице-президент Rivian по разработке программного обеспечения Вассим Бенсаид опубликовал объяснение на странице Rivian в Reddit:
«Мы допустили ошибку с обновлением OTA 2023.42 — по невнимательности была отправлена не та сборка с неправильными сертификатами безопасности, — сказал Бенсаид. — Мы отменили кампанию и перезапустим её с правильным программным обеспечением, прошедшим различные этапы бета-тестирования. Служба свяжется с пострадавшими клиентами и предложит варианты решения проблемы. В некоторых случаях может потребоваться физический ремонт».
В середине прошлого года компания Chevrolet начала поставки долгожданного электромобиля Blazer EV 2024 года, а в декабре прекратила продажи из-за серьёзной проблемы с программным обеспечением. Автомобильный сайтEdmundsкупил Blazer EV в качестве автомобиля для долгосрочных испытаний, и в течение первых двух месяцев внедорожник выдал 23 кода неисправности, что сбило команду с толку.
«Последствия сбоя программного обеспечения — даже если его можно быстро исправить по беспроводной сети — могут быть гораздо более серьёзными [чем в случае с небольшим устройством], — говорит Ким. — Ошибка в программном обеспечении, которая может стать неудобством при сбоях в приложении для смартфона, может привести к катастрофе и угрожать жизни в автомобиле».
На прошлой неделе во время телефонной конференции GM, посвящённой результатам за четвёртый квартал, генеральный директор Мэри Барра сообщила инвесторам, что команда GM по разработке программного обеспечения и услуг работает «с огромным чувством срочности», чтобы устранить проблемы, с которыми сталкиваются новые электромобили. Хорошая новость для GM и других автопроизводителей заключается в том, что, хотя ошибки в программном обеспечении неизбежны, их можно устранить. В связи с предстоящим выпуском электромобилей Chevy Equinox EV, Silverado EV RST, GMC Sierra EV Denali и Cadillac Escalade IQ производственная группа, выпускающая традиционные автомобили, выделяет дополнительное время на проверку и тестирование. Это разумная стратегия для GM и его клиентов, которая со временем окупится.
Перейти на главную страницу